Поэтому лучше, чтобы рядом был компетентный штурман, либо постоянный. Если же садить справа от себя начинающего штурмана, то следует учесть, что он пригоден только для обучения и тренировки, дабы впоследствии ездить с ним на постоянной основе. Если же это делать для простого «покататься», то полезного ничего в этом не будет, лучше уже засунуть в багажник канистру с бензином или два колеса запасных.
Тоже плохим признаком будет, если постоянно менять штурманов, при этом, если они квалифицированные. Долгое время хорошие экипажи прикатываются к друг другу. Всегда в экипаже присутствует свой явный или неявный лидер, причём, очень часто случается так, что это не пилот. Конечно, штурман – фигура то малозаметная, практически нигде его не видно, среди гонщиков и подавно его не увидишь, однако, даже не смотря на это, на сегодняшний день в Европе очень сложно найти квалифицированного штурмана, а вот классных водителей, хоть отбавляй.
Более того, хороший штурман, если сядет за руль автомобиля, достаточно успешно отыграет роль и пилота железного коня, когда, как, если сядет на место штурмана отличный пилот, то выйдет он оттуда в холодном ужасе, при этом будет держать стенограмму вверх ногами, да ещё и открытой не на том участке. Вот большинство всё же считает штурманов чуть ли не лишним грузом в автомобиле.
Очень сложно представить ралли-автомобиль без штурманских, многофункциональных приборов. Причём, чем точнее будет прибор, тем лучше. Полной безнадёгой будет запустить на трассу автомобиль с прибором из навигации часы «Полёт». Конечно, можно сказать, что компьютеры постоянно ломаются, но всё же для ориентации в пространстве он очень необходимы. А вот на спортивных ралли-гонках, где легенда трассы уже даётся заранее, трассу при этом долго изучают в разных режимах, штурману будет вполне достаточно иметь при себе точные надёжные часы на руке, либо же их можно поместить перед глазами, но не стоит увлекаться обстановкой интерьера из различных кнопочек и циферблатов.
Никогда не стоит прописывать в стенограмме скоростной участок заранее, лучше сначала его проехать, снять все вопросы, а вот уже после можно и записать. Штурман занимается со стенограммой под диктовку пилота, и не вмешивается в это дело.